sapiens4media (sapiens4media) wrote,
sapiens4media
sapiens4media

Айвазовский и Керчь

yfwpqdID9U4

Выдающийся художник-маринист Иван Константинович Айвазовский с первых шагов в искусстве обращался к изображению причерноморских городов, в т.ч. и Керчи.

В 1838г. по направлению Петербургской АХ он уезжает на 2 года в Крым с поручением изобразить все приморские города юга России. Творческой удачей молодого художника стала картина «Вид Керчи», 1839 г. По мнению художника Н.С.Барсамова, одного из крупнейших исследователей творчества И.К.Айвазовского, эта картина была написана с большей свободой, чем две предыдущие «Вид Ялты» (1838 г.) и «Феодосия» (1839 г.). Ее местонахождение на сегодняшний день неизвестно. До Великой Отечественной войны картина находилась в Алупкинском дворце-музее.

В 1845г. Айвазовский получил еще один заказ на «снятие» видов Севастополя, Феодосии, Керчи и Одессы. Новые произведения художник представил на выставках в Одессе и Феодосии. Феодосийская выставка была приурочена к 10-летию его творческой деятельности. 4 картины, в числе которых «Буря на Керченском рейде», высоко оценил знаток живописи А.Н.Серов, композитор, отец художника В.А.Серова. После выставки все полотна были отправлены в Петербург.

zjX8cmbh97s

В 1872 г. появляется еще один керченский пейзаж, выполненный с большим эмоциональным чувством, но уже без эффекта разыгравшейся стихии. До Великой Отечественной войны картина находилась в Херсонском музее.

В 1883 г. Айвазовский приезжал в Керчь для работы с натуры. Он получил тогда заказ от Ученой комиссии Государственного Исторического музея на участие в оформлении только что построенного музея. Надлежало создать картину для арки зала греческих поселений на берегу Черного моря. По возвращению в Феодосию Айвазовский написал картину «Керченский пролив», которая украсила известный московский музей.

kWLm3cPYxMI

Малоизвестны графические работы великого мастера, которые он просто считал подсобным материалом - заготовками для будущих картин. В собрании Феодосийской картинной галереи их свыше 270. В этой коллекции находится рисунок Айвазовского «Керченский залив со шхунами», выполненный графитным карандашом в 1840-е гг., две сепии «Порт в Керчи» (1945 г.) и «Вид гор. Керчи», которые находятся в Русском музее.

Керченские пейзажи являются крупицей великого наследия знаменитого живописца. В собрании Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника хранится литография «Вид Керчи». Рисунок в светло-голубых тонах: гора Митридат, суда со спущенными парусами в тихих водах залива, высокое небо с легкими белыми облаками. Эта литография воспроизводит подлинный облик Керчи середины XIX в.

Иван Константинович Айвазовский неустанно занимался благотворительностью, причем, не только в родной Феодосии, но и в соседней Керчи. Он состоял Действительным Членом Керченского Городового Попечительства детских приютов, входил в число наиболее крупных жертвователей. В пользу местного Мариинского детского приюта он пожертвовал 1500 руб.

Ныне одна из улиц г. Керчи, которая протянулась вдоль современной набережной, носит имя Айвазовского.
Tags: #Айвазовский, #История, #Керчь, #Крым
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments