sapiens4media (sapiens4media) wrote,
sapiens4media
sapiens4media

Category:

Как устроен раллийный автомобиль: Двигатель и КПП


Итак, о двигателе.
Тут многое зависит от класса, в котором выступает автомобиль.

Разберем пример с раллийными машинами WRC. Согласно правилам FIA 2011 года объем турбодвигателя ограничивается 1,6 л и упрощается конструкция трансмиссии (КПП должна быть секвентального типа, количество дифференциалов сокращается до 2-х). В 2013 году FIA практически заморозила омологацию, т.е. автомобили до 2015 года, по сути, остались без существенных технических доработок.

В современных автомобилях WRC установлены следующие силовые агрегаты и узлы, которые должны быть полностью омологированы:

1) двигатель 4-цилиндровый с рядным расположением;
2) мощность двигателя с турбиной не должна превышать 300-320 л.с. при 400-450 Н*м крутящего момента;
3) диаметр рестриктора турбины, который ограничивает количество всасываемого воздуха, не более 33 мм ;
4) потребляемое топливо – бензин с октановым числом более 100;
5) двойной диск сцепления;
6) секвентальная коробка передач с 6 скоростями и одной задней;
7) полный привод;
8) два дифференциала (спереди и ссади) с возможностью блокировки.

За основу берется заводской мотор, от которого остается только блок и головки цилиндров. Далее начинается сплошная импровизация: поршни меняются на более легкие из прочнейшего сплава, дорабатываются валы, пересматриваются фазы распределения топлива и т.д.

В эпоху ралли-монстров из группы «В», мощность которых переваливала за 500 л.с., техническая комиссия порой была не в состоянии адекватно оценить потенциал двигателя. Сейчас FIA жестко контролирует исполнение всех технических норм. Нарушать их не рекомендуется, поскольку это грозит очень серьезными штрафами для всей команды. Приведу исторический пример – Toyota Celica (1996 год). Известно, что для контроля мощности двигателя на впуске турбины стоит шайба (рестриктор), ограничивающая количество всасываемого воздуха. После детального осмотра специалисты технической комиссии обнаружили следующее: рестриктор нужного объема в турбине Тойоты был, но также имелся и другой клапан, который увеличивал тягу почти на 25%! В итоге команду оштрафовали, руководство команды подверглось серьезной чистке, результаты аннулировали и пилоты потеряли все шансы на лидерство.

Ранее использовались интересные системы водяного распыливания для дополнительного охлаждения рабочей смеси, но ограничения наложили свое табу на многие гениальные изобретения. Инженеры по-прежнему уделяют внимание охлаждению воздуха до попадания в турбину. Захват воздуха происходит в воздушной камере объемом до 2-литров, которая находиться в моторном отсеке.

Немалый крутящий момент (от 350 до 450 Н*м) позволяет быстро набирать скорость и двигаться в специфическом раллийном режиме с минимальным количеством переключения передач. Секвентальная КПП дает возможность последовательно переходить на следующую передачу посредством перемещения ручки «на себя» или «от себя». Те же функции берет на себя подрулевой лепесток. Время перехода с одной передачи на другую – 40-50 миллисекунд. За это время двойной диск сцепления размыкает контакт двигателя с коробкой передач, где шестерни становятся в нужное положение. Многодисковое металлокерамическое сцепление передает крутящий момент на переднюю и заднюю оси. Система полного привода обеспечивает беспрепятственное распределение тяги через механические дифференциалы (без контроля электроники) с возможностью их заблокировать. Настойка работы дифференциалов осуществляется, исходя из поставленных задач.



Перед каждой гонкой двигатель настраивают под индивидуальные особенности вождения пилота и конкретные природные условия. Например, для компенсации пониженного атмосферного давления в гористой местности часто повышают давление наддува.

О выхлопной системе тоже нужно сказать несколько слов. Часть рабочей смеси не сгорает в камере, а попадает в выпускной коллектор. Система Антилаг помогает турбине докручиваться и поддерживает ее работоспособность. Это явление характерно для перегазовки автомобиля: левая нога удерживает педаль тормоза, в то время как правая жмет на акселератор и поддерживает нужные обороты. Догорание происходит в выхлопной системе с керамической изоляцией и несколькими катализаторами, сопровождается резкими хлопками и даже пламенем из выхлопных труб. Глушители устанавливают таким образом, чтобы они не мешали доступу к основным узлам.
Tags: Авто
Subscribe
Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments