sapiens4media (sapiens4media) wrote,
sapiens4media
sapiens4media

Categories:

Последний шедевр советского автопрома


Бывшего ЗИЛа фактически не существует. Вероятно, в 2015 году, несмотря на протесты, в Москве будет снесен последний корпус легендарного автозавода. Но осталось огромное наследство, и наш рассказ - о "финальный аккорд", уникальный вездеход ЗИЛ-4972.

Об этом автомобиль существуют две распространенные ошибки - что он является модификацией обычного ЗИЛ-130 и эту машину заказало МЧС. На самом деле с ЗИЛ-130 (а точнее - с постперестроечным ЗИЛ-4331) этот вездеход роднит, грубо говоря, только кабина, а корни его биографии следует искать не в эмчэсники, а в аэрокосмической отрасли.

8_001

История появления

Большинство источников начинают историю этой модели с 1992 года, когда Министерство чрезвычайных ситуаций якобы заказало ее на ЗИЛе. Но история началась раньше, из письма замминистра гражданской авиации А.Н. Горяшко, который в ноябре 1989 года обратился к гендиректору ЗИЛа Е.А.Бракова: "Учитывая опыт создания Вашим предприятием поисково-спасательного комплекса для ЕДАПСС СССР, прошу Вас рассмотреть вопрос о создании в 1990 году образцов пассажирской и грузовой поисково-спасательных машин для службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов и возможности их серийного производства с 1991 года при ежегодном объеме производства 250-300 машин ".
О каком таком "поисково-спасательный комплекс для ЕДАПСС СССР" говорит чиновник? Конечно же, о легендарном "Синей птицы", разработанного в зиловському СКБ под куроводство В. А. Грачева для эвакуации космонавтов, приземлились в труднодоступном районе. Если сказать простыми словами, гражданской авиации понадобилась похожая машина - пусть проще, сухопутная, но с высокой проходимостью. Ведь с обычными самолетами тоже случаются неприятности.

ЗИЛ-4972 (справа) и ЗИЛ-49061 "Синяя птица" (слева)

ЗИЛ-4972 (справа) и ЗИЛ-49061 "Синяя птица" (слева)

В приложении к письму объяснялось, что нужны две машины - легковая и грузовая. Легковая должна перевозить до 25 человек, а грузовая должна быть оборудована краном поднимает до 3,4 т и иметь грузоподъемность не менее 4 т. Обе машины должны иметь возможность транспортировки самолетом Ил-76 и вертолетом Ми 26. Заказчик указал и максимальную цену , которую готов заплатить за каждую машину, - 55 000 рублей.

Деньги неплохие, а заказ интересным, но времена для завода наступали сложные, поэтому для обеспечения рентабельности нужен был еще, как минимум, один серьезный заказчик. Заводчанам повезло - перспективными вездеходами заинтересовались в Минэнерго СССР. В январе 1990 года директор ЗИЛа получил еще одно письмо, в котором энергетики просили разработать и запустить в этом же году (!) Вездеход, подходящий для создания и обслуживания линий электропередач, то есть для перевозки стройматериалов и бригад, задействованных в этих работах.

А госкомитет по чрезвычайным ситуациям (ДКЧС, сейчас МЧС) подключился к проекту только в начале 1992 года, утвердив технические требования для своей версии вездехода - машины для аварийно-спасательных частей.

К этому моменту концепция этой модели уже сложилась, а наличие нескольких заказчиков обусловила создание целого ряда модификаций, и в результате были разработаны: пассажирский автомобиль (ЗИЛ-497200), грузовик с портальным краном от "Синей птицы" (ЗИЛ-497201), грузовик с однорядной кабиной и краном-манипулятором за кабиной (ЗИЛ-497202) и такой же, но с манипулятором на "корме" (ЗИЛ-497204), а также грузопассажирская 7-местная машина с двухрядной кабиной и манипулятором, расположенным за ней (ЗИЛ-497205 ).

7_003

Как он сделан

При взгляде на эту машину возникает впечатление, что разработчики сделали все возможное, чтобы она никак не выдавала своей выдающейся «начинки». Действительно, она похожа на модификацию обычного "Зилка", разве что только разнесены колеса средней и задней оси привлекают внимание ... То-то и оно! С обычным ЗИЛом ​​эта машина не имеет почти ничего общего.

От серийной грузовика ЗИЛ-4331, пришедшая на замену знаменитому ЗИЛ-130, трехосный вездеход получил два варианта кабины (однорядную для пассажирского варианта и двурядную для грузовика), а также силовой агрегат - дизельный двигатель ЗИЛ-645 мощностью 185 л.с. и 9-ступенчатую КПП ЗИЛ-4421. Все остальные элементы трансмиссии, подвески и ходовой части вездехода подарил ЗИЛ-4906, то есть легендарный "Синяя птица". Вышел ее облегченный, упрощенный и лишен возможности плаву, но крайне проходной вариант.

Для синхронизации с узлами "донора" передаточные числа в коробке пришлось изменить, а в совокупности унаследованная трансмиссия включала: КПП, "раздатку", бортовые и колесные редукторы, а также карданные передачи. Рулевое управление имело два Гидроусилители, рассчитанные на поворот колес передней и задней осей, и механизм запаздывания поворота осей.

Точно так же, как и на "Синей птице", на ЗИЛ 4972 при движении по мягким почвах колеса задней оси шли практически по траектории передних, что обеспечивало проходимость, недосягаемую вездеходам с одной управляемой осью.

В оснащении был предпусковой подогреватель, которым можно было обогреть кабину при неработающем двигателе и электрофакельным устройство. Пассажирский отсек обогревался отдельным отеплювачем и имел плиту для подогрева пищи. В переднем бампере была смонтирована лебедка самовыдвижения, что приводится карданным валом от коробки отбора мощности. Система электрооборудования делилась на две подсистемы - одна, напряжением 12/24 В, обеспечивала двигатель, а вторая (24 В) - дополнительные потребители.

5_004

Как он едет

В ходе многочисленных испытаний ЗИЛ-4972 показал себя как крайне удачная машина. Мелкие доработки велись в течение двух-трех лет, но в целом автомобиль сложился практически сразу. На бездорожье он переигрывал по запасу удельной силы тяги, можно сравнить по массе и характеристиками КАМАЗа, причем переигрывал почти в два раза!

Кроме того, ЗИЛ развивал на бездорожье наибольшую скорость и имел наименьший радиус поворота (около 10 м), и там, где КАМАЗы буксовали даже при прямолинейном движении, ЗИЛ имел возможность двигаться и маневрировать. На испытаниях этот трьохосник "обскакал" и своего собрата, многоцелевой ЗИЛ-433410, и знаменитые "Уралы" ...

Вот выдержка из материалов журнала "Техника и вооружение", описывающих финальные характеристики ЗИЛ-4972: «На государственных испытаниях максимальная скорость ЗИЛ-4972 достигла 82,4 км / ч, время разгона до 60 км / ч - 31,3 с. Угол поперечной статической устойчивости - 39 ° 26 '. Автомобиль уверенно преодолевал крутые подъемы от 18,3 до 28,3 ° на размокших суглинках, грунтовой дороге и сыпучем песке. Контрольный расход топлива при движении по сухой бетонной дороге со скоростью 50 км / ч составляла 25 л / 100 км, запас хода - 1000 км.

Эксплуатационный расход топлива на сухом асфальтированной шоссе равна 36 л / 100 км, на мокрой грунтовой дороге - 55 л / 100 км, на бездорожье - 101 л / 100 км, на снежной целине глубиной более 400 мм - 330 л / 100 км ".

При учете потребностей всех заказчиков годовой объем выпуска таких автомобилей составлял около 2000 экземпляров. Освоение производства машин отдали на Правдинский завод радиорелейной аппаратуры (ПЗРА). 30 марта 1992 на базе зиловського КБ, которым ранее руководил легендарный Грачев, было основано АО "Вездеход ГВА". Этой структуре и принадлежало заняться согласованием комплектации машин с заказчиком, передачей документации на ПЗРА и реализацией готовых изделий.

6_005


Постсоветский период

В 1997 году этим вездеходом заинтересовались еще и нефтяники - АК "Транснефть" тоже пожелала приспособить машину данным непревзойденного «проходимца» под свои нужды.

В результате с 1995 по 1999 год ПЗРА сделал около 40 автомобилей ЗИЛ-497200 и ЗИЛ-497205, которые на протяжении примерно десятка лет эффективно применялись в МЧС, РАО "ЕЭС России", Министерстве путей сообщения, в нефтегазовом комплексе при аварийно-спасательных и восстановительных работах , а также в других структурах для доставки ремонтных бригад, спасательных групп и спецоборудования в условиях бездорожья.
Была в модели ЗИЛ-4972 и модификация с двигателями Caterpillar, которая именовалась ЗИЛ-4972Н и была поставлена ​​по спецзаказу в Петропавловск-Камчатский. Вот как отзывался об этой машине водитель, отработал на ней 8 лет: "В работе использовали две машины, раз в неделю совершали рейс в горы - 66 км зимнего бездорожья. ЗИЛ-4972 имеет 12 мест в кузове и два в кабине, 2 спальных места, оснащен кухней, раздевалкой, бортовой электростанцией, которая обеспечивает 36 часов автономной работы. По проходимостью "Уралы" ни в какое сравнение не идут.

Иногда, особенно на влажном снегу, ЗИЛ-4972 идет лучше гусеничные машины. По сравнению с "Уралом", КАМАЗом и чем угодно, когда собирали колонну автомобилей, подрядчики прибегали выяснять, пойдет ЗИЛ 4972 или нет. Если пойдет, то они в любую пургу подписывались грузы возить. Ставили ЗИЛ-4972 впереди колонны, и вперед. Колонну ЗИЛ-4972 догонял, обходил по целине, и вел за собой. Однажды с Верхне-Опальских источников выволокли в дождь одной связкой ГАЗ 66 и две "Нивы" к нему прицеплены ".

Что теперь

К сожалению, с начала нулевых новых заказов на уникальные шестиколесникы не поступает - ни МЧС, ни РАО "ЕЭС" по какой-то причине теперь не интересуются подобной техникой. Более того, по некоторым данным на АМО ЗИЛ так и не дождались денег на освоение полноценного производства ПЗРА - собственно, это частично объясняет тот факт, что уникальная машина, по сути, так и не стала серийной.

5_006

Ну а те автомобили, которые в Правдинск все же были выпущены, постепенно вырабатывают свой ресурс, "пожилым" из них уже более 15 лет ... Машины утилизированных медленно, но верно изменяются обычными КАМАЗами и "Урал" - техникой, безусловно, выдающейся, но всего спектра задач явно не решающим. Ремонт нефтепровода или спасение пассажиров самолета в условиях тотального бездорожья - эти проблемы незаметно для большинства обывателей в один прекрасный день снова рискуют стать непреодолимыми, хотя решены очень давно. И решены блестяще.

Впрочем, и сам завод ЗИЛ балансирует сейчас на грани полного краха и забвения. В 2011 году были озвучены планы по модернизации завода и создание "Технопарка ЗИЛ", в результате чего производство должно было стать компактным и переехать на новые площади, а, по сути, стать современным, гибким, эффективным логистически ...

Однако процесс этот, судя по официальному сайту ЗИЛа, должен быть завершен в 2013 году, но до сих пор никаких позитивных новостей по этому поводу не поступало. Сносятся последние старые корпуса легендарного предприятия, подарило жизнь не одному отечественному автомобильному заводу и выпустил столько нужных стране автомобилей. 31 января 2015 инициативная группа "ЗА ЗИЛ" собирается провести акцию протеста против разрушения сооружений завода. Но отстоять завод таким образом вряд ли удастся.

Пройдет еще совсем немного времени, и у нас останутся только "памятники" вроде этого - прекрасного ЗИЛ-4972.


Tags: Авто, История
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments