sapiens4media (sapiens4media) wrote,
sapiens4media
sapiens4media

Category:

Такой могла быть Нива - предсерийные прототипы ВАЗ-2121

ВАЗ-Э2121

Первый в мире внедорожник с несущим кузовом - это звучит гордо. Но прежде чем стать легендарным автомобилем, пережили на конвейере несколько поколений вазовских моделей, Нива прошла долгий путь модернизации.

ВАЗ-Е2121 - 1971

Мысль о создании легкого внедорожника, скорее всего, пришла в голову главному конструктору АвтоВАЗа Владимиру Соловьеву в 1970 году. Аргументы в пользу необходимости создания такого автомобиля и неиспользуемые производственные мощности позволили добиться у Минтранса разрешения на разработку такого автомобиля с цельнометаллическим кузовом типа универсал и приводом на все колеса на основе узлов и агрегатов от продукции ВАЗа.

Дальнейшие расчеты показали, что автомобилю необходима система постоянного полного привода (иначе возможны перегрузки узлы трансмиссии) и более мощный двигатель. Среди рассмотренных идей для нового внедорожника были предложены дизельный двигатель, бортовые редукторы, торсионная задняя подвеска, система регулирования давления в шинах, но после проведения экономических расчетов для испытаний было решено остановиться на простом внедорожнике со съемным мягким верхом, постоянным полным приводом и опытным силовым агрегатом объемом 1,6 литра.

ВАЗ-Э2121

Прототип с упрощенным кузовом позволил одновременно сократить сроки создания автомобиля и в то же время провести испытания конструкции в реальных условиях эксплуатации: какой нагрузкой подвергнется экспериментальный силовой агрегат, необходим постоянный полный привод и блокировки дифференциалов.

Первые наброски будущей Нивы появились уже в январе 1971, а задание на разработку внедорожника с несущим кузовом был издан конструкторском бюро летом того же года. В связи со сжатыми сроками создания автомобиля (всего три месяца), дизайном пришлось пренебречь. По той же причине, где было возможно, использовались детали и узлы от серийной продукции завода.

Первый опытный образец был собран и вышел на испытания зимой 1971-1972 гг. И представлял из себя простой внедорожник с брезентовой крышей, плоскими панелями кузова из штампованной стали и почти полным отсутствием какого-либо комфорта для испытателей. Не было даже обогревателя, а жесткие сиденья имели регулирования только в горизонтальной плоскости. Несмотря на простоту и примитивность конструкции, новые внедорожники были полноценными прототипами, готовыми прийти к серийному производству, а не «мулами», на которых обкатывались идеи и некоторые узлы конструкции.

066f0f22561107c1c51108bc72b99c4e-995x0-90

Интересный факт - по сути секретный прототип внедорожника имел созданную для него дизайнером Л.П. Мурашова эмблему вымышленной марки Formika (в переводе с латыни это слово переводится как «муравей») с красно-белым крестом на решетке радиатора. Заводским испытателям даже приказывали варианты ответов на вопросы заинтересовались необычным автомобилем простых жителей Тольятти и окрестностей, где проходили испытания, начиная от «самоделки» к «новой модели Фиата, поступившей на испытания».

Окрашен в белый цвет автомобиль получил в документации обозначения Е2121 (Экспериментальный). Позже автомобиль был перекрашен в характерный для армейских автомобилей зеленый цвет, после чего получил среди заводчан прозвище «Крокодил». Под капотом спрятался вышеупомянутый опытный 1,6-литровый карбюраторный двигатель мощностью 60 л.с., впоследствии устанавливался на ВАЗ-2106, а к серийной 4-ступенчатой ​​МКПП была пристыкована и раздаточная коробка передач. При этом валы КПП и раздатки соединялись между собой с помощью упругой муфты. Редуктор переднего моста сконструировали специально для этой модели, он крепился непосредственно к двигателю, в то же время жесткий вал соединял его с раздаточной коробкой.

В результате двигатель, коробка, раздатка и передний мост были единственным жестким агрегатом. Это позволило увеличить жесткость конструкции автомобиля, но в то же время вибронагруженность связанных между собой узлов возрастала в несколько раз. Рычаги передней независимой подвески и задний мост на листовых рессорах позаимствовали у универсала ВАЗ-2102. «Копейка» поделилась с экспериментальным внедорожником барабанными тормозами на всех колесах и колодочным стояночным тормозом.

Шинами М-51 размерности 6.70-15 с тольяттинским джипом поделился «Москвич-410». Это было временное решение, впоследствии для «Нивы» были разработаны специальные внедорожные шины. Результаты испытаний показали успешность конструкции и хорошие результаты по проходимости и эксплуатационными показателями, поэтому было принято решение о продолжении работы над машиной.

ВАЗ-2Е2121 - 1973

Приоритетной задачей для коллектива разработчиков внедорожника стало создание собственного вида автомобиля. Над внешностью работал художник Валерий Семушкин. По его замыслу «Нива» могла использоваться как городскими жителями для поездок за город на дачу или на пикник, так и сельскими жителями для перевозки на машине грузов. Именно тогда родилась идея размещения запасного колеса под капотом внедорожника, потому, что по техзаданию длина машины была ограничена 3,5 метрами, а размещение кронштейна на заднюю дверь была признана неэстетичным.

Окончательный макет внедорожника с закрытым цельнометаллическим кузовом, в заводской документации имел индекс 2Е2121 (2-я серия), был подготовлен к лету 1972 года. Поработали не только над внешностью. Так, было принято окончательное решение применить постоянный полный привод с межосевым дифференциалом, который распределяет крутящий момент равномерно на оба моста.

Это было сделано для того, чтобы повысить надежность работы стандартных мостов от ВАЗ-2102, поскольку для освоения новых размерностей была бы нужна закупка нового зуборезного оборудования. Среди минусов такой схемы были повышены громкость и расход топлива. С целью унификации коробка передач была заимствована у «копейки», причем раздаточная коробка была выполнена отдельным агрегатом и соединена с КПП промежуточным карданным валом, впоследствии стал одним из самых сильных источников шума и вибраций. Главный тормозной цилиндр с вакуумным усилителем тормозов были взяты в ВАЗ-2103, задние тормоза - от «копейки», а вот передние тормоза с дисковыми тормозными механизмами были созданы с нуля.

cdcbd461e3b1e49dc8a7b248564549a7-995x0-90

Как и раньше, для машин второй серии были созданы камуфляжные эмблемы. На решетке радиатора закрепили прямоугольник с латинской буквой «F», а сбоку и сзади установили таблички «Free way». Было собрано четыре прототипа, каждому из которых отводилась своя роль в испытаниях. Автомобиль №1 поступил в опытную эксплуатацию в Гараж Особого Назначения при Кремле, откуда машина вернулась через полтора года без каких-либо комментариев. Автомобили №2 и №4 предназначались для ресурсных испытаний, а образец №3 - для лабораторно-дорожных. Автомобиль №4 в 1973 году был отправлен в испытательный пробег по Средней Азии для проверки работоспособности узлов в жарком климате. Компанию ему составил УАЗ-469Б.

По уровню проходимости «Нива» немного уступала ульяновском позошляховику, но главным образом из-за низкого, по сравнению с УАЗом, клиренса. После испытаний на грунтовых дорогах были установлены очистители фар и заднего стекла. Был установлен тахометр, без которого на понижающей передачи были случаи «искажения» двигателя. По итогам испытаний было признано, что машина вышла успешной, а конструктивные недостатки можно было устранить.

ВАЗ-3Е2121 / ВАЗ-4Е2121 / ВАЗ-5Е2121 - 1974

Было принято решение предоставить ВАЗ-3Е2121 сразу же на государственные испытания, начавшиеся в январе 1974 года. Были выпущены два опытных образца, уже с вазовской эмблемой и табличками с собственным именем автомобиля «Нива». Название было запатентовано, в том числе была подана заявка на регистрацию международного товарного знака «Niva».

Прототипы третьей серии (3Е2121 по заводской документации) имели привычный вид Нивы, но ряд деталей экстерьера отличался от серийной машины. Задние фонари позаимствовали у ВАЗ-2103, надфарники на капоте были круглыми и раздельными с указателями поворотов, боковые повторители поворотников отсутствуют. Бамперы позаимствовали у ВАЗ-21011, а заправочную горловину спрятали под крышкой, чтобы она меньше заляпывал грязью. Кузов автомобиля, по сравнению с 2Е2121, получился более зализанным, что способствовало уменьшению аэродинамического сопротивления, и как следствие - снижение расхода топлива. В стеклах дверей появились сдвижные форточки.

Сначала прототипы оснастили внедорожными шинами М-51, но в ходе испытаний была поставлена ​​опытная партия шин ВБИ-3, созданных специально для «Нивы». За конструктивных особенностей на прототипе пришлось применить шины увеличенного до 16 дюймов диаметра, поскольку высокая боковина шин меньшего диаметра повреждалась на поворотах. Впоследствии на серийные Нивы ставили диагональные шины ВБИ-5 размерностью 6.95-16, а позже - радиальные ВБИ-10 с параметрами 175/80 R16.

В ходе испытаний автомобили накатали более 50000 километров по всей стране, начиная от Урала и заканчивая Средней Азией. Конкурентами ВАЗ-2121 стали уже упоминавшийся выше Иж-14, ЛуАЗ-969 и УАЗ-469Б. По результатам испытаний именно Нива получила право о «постановке автомобиля на серийное производство и поставки автомобилей на экспорт». Однако ряд элементов конструкции автомобиля подвергся критике.

Нива ВАЗ 2121

Для исправления указанных недостатков завод построил и испытал еще два опытных прототипа, получили в заводской документации индексы 4Е2121 и 5Е2121. Прототипы были выпущены и в 1975-1976 годах и также прошли испытания в Средней Азии и Урале. На 4Е2121 появились новые шестерни в раздатке и КПП, которые позволили несколько снизить уровень шума и вибрации от этих агрегатов, а 5Е2121 был выпущен в количестве 50 штук к съезду КПСС и распределен по различным организациям для опытной эксплуатации.

Итог

Итак, первая опытно-промышленная партия ВАЗ-2121 Нива, которая фигурировала в заводской документации как 5Е2121 (а по некоторым данным, 6Е2121), была изготовлена ​​в январе 1976 года. Она имела уже привычный вид тольяттинского внедорожника: задние фонари и «надфарники» в блоке с указателями поворотов от ВАЗ-2106, алюминиевые бамперы с пластиковыми защитными накладками, правое зеркало заднего вида. Машины из этой партии в продажу не поступали, 50 выпущенных экземпляров были переданы в различные регионы страны для подконтрольной эксплуатации. Ну а серийное производство Нивы началось в апреле 1977 года.


Tags: Авто, История
Subscribe

Posts from This Journal “Авто” Tag

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments