sapiens4media (sapiens4media) wrote,
sapiens4media
sapiens4media

ЗИЛ-135МШ: как грузовик с самолетом скрестили

Космическая промышленность - это плацдарм для развития самых невероятных технологий. Так, в результате сотрудничества СКБ и космических служб СССР появился ЗИЛ-135МШ, уникальная супертяжелый грузовик самолетном шасси.

Зачем советской промышленности понадобился очередной уникальный вездеход? Появление ЗИЛ-135МШ связана с одним из самых масштабных космических проектов СССР. В то время, как в США строили огромный ракетоноситель "Сатурн-5", в Советском Союзе готовили достойного конкурента - космический аппарат Н-1. Супер-ракету проектировали в самарском ОКБ-1 под руководством Королева.

Конечно, большой проблемой стало транспортировки этой ракеты до космодрома Байконур. Комплекс Н-1 состоял из нескольких блоков, каждый из которых весил 10 и более тонн.

Единственным доступным на тот момент способом перевозки была железная дорога, однако правила перевозки грузовыми поездами требовали разделения блоков космического аппарата на более мелкие части. Такой вариант не устраивал инженеров, и было решено воспользоваться баржей для отправки Н-1 вниз по Волге (от Куйбышева до Гурьйова) - отсюда космический аппарат и должен был быть взят сухопутным транспортом.

Королев определил, что новый транспортер должен иметь грузоподъемность не менее 25 тонн - в этом случае появлялась возможность доставить третью ступень ракеты к космодрома в уже собранном виде (со смонтированной аппаратурой управления космическим кораблем).

Работы по созданию необходимого вездехода возглавил В.П. Петров, под личным контролем Королева. Опытный образец автомобиля, который, казалось, был нестандартным абсолютно во всем, представили летом 1967 года. Весомый ЗИЛ имел ранее невиданную колесную формулу 4х4 2х2. При этом две пары передних колес оборудуются стойками с Пневмогидравлические амортизаторами телескопического типа, как в шасси самолета Ил-18. Такая конструкция позволяла по мере необходимости изменять высоту подвески (полный ход амортизаторов составлял 450 мм).

При этом минимальный дорожный просвет ЗИЛ-135МШ достигал одного метра. В ступицу каждого из четырех передних колес встраивался электродвигатель мощностью 15 кВт, как основной силовой агрегат использовался бензиновый ЗИЛ-375 объемом 7 литров и мощностью 180 лошадиных сил, он же приводил в движение генератор постоянного тока мощностью 120 кВт.

Максимальная скорость грузового вездехода составляла 20 километров в час, что было довольно много по сравнению с другими машинами аналогичных размеров того же назначения в шестидесятые годы. Инновационная управляющая система агрегатного завода "Дзержинец" с электромеханическим приводом позволяла возвращать передние колеса на девяносто градусов и обеспечивала превосходную маневренность для автомобиля таких размеров. Кабина из стеклоплас

тика была полностью вынесена вперед, за пределы колесной базы.

После окончания испытаний ЗИЛ-135МШ пост главного конструктора космической техники перешел от Королева до В.П. Мишина, который посчитал перевозки ракет по пустынной местности рискованной затеей и отказался от нее в пользу более дорогих и неудобных методов перевозки новой ракеты. Однако, уникальная технология, разработанная советскими специалистами, "всплыла" в 1976 году в проекте платформы с гидравлическими подвесками опор, представленной французской компанией "Николя".

Некоторые специалисты считают, что многие решения с ЗИЛ-135 МБ могли бы найти свое применение и сегодня.


Tags: Авто, История
Subscribe

Posts from This Journal “Авто” Tag

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments