
В тот же день когда начался штурм Перекопа, другая группа советских войск приступила к форсированию Сиваша. Немцы мало веря в подобную операцию и надеясь на непроходимость Гнилого моря на всякий случай приготовились к отражению вероятного удара советских войск на Литовском полуострове.

Это было большим просчетом гитлеровского командования. Советские войска прошли через Сиваш и на этот раз на двадцать километров восточнее Литовского полуострова: между мысом Кугоран на севере и мысом Джангара на юге, ширина Сиваша достигает почти трех километров, а глубина местам доходит до одного метра. Знаменательно, что путь советским воинам указал Иван Иванович Оленчук, двадцать три года назад служивший в проводником фрунзенцам. Разыскал его бывший солдат — посыльный штаба М. В. Фрунзе, а теперь офицер штаба армии лейтенант Черкасов.

Преодолеть его теперь было сложнее, чем в 1920 году. По пояс, а местами и по горло, шли в ледяной воде воины. Понтоны с орудием. Боеприпасами, продовольствием тянули тянули по мелководью волоком, на лямках, на веревках, а кое-где просто на руках.

Немцы заметив продвижение советских войск, открыли бешеный огонь. Но было уже поздно. Передовые отряды, вступив на Крымскую землю за Сивашом на остров Русский, прочно закрепились. Отбив все контратаки, они создали на на острове Русском «Малую землю» — второй плацдарм для штурма крымской группировки врага в восемнадцать километров по фронту и четырнадцать километров в глубину. Эти небольшие клочки земли на Перекопе и острове Русском завоеваны кровью героев, стали исходными районами мощного удара по врагу. Более пяти месяцев здесь велись тяжелые бои.

«Малая земля» на острове Русском была очень важным плацдармом. Отсюда весной 1944 года был нанесен сокрушительный удар войск 4-го Украинского фронта. Бои на этом плацдарме были суровым испытанием даже для тех кто участвовал в Волжской битве.

Чтобы надежно обеспечить войска, боровшиеся на Сивашском плацдарме, и перебросить туда тяжелую артиллерию и танки, потребовалось строительство двух капитальных переправ через Сиваш. Первую переправу саперы начали строить 4 ноября, а 9 декабря она была уже готова. 25 декабря приступили к сооружению второй переправы на мыс Джангара. Саперам приходилось на только по 12-14 часов работать в ледяной воде под артиллерийским обстрелом, под бомбежкой, но и показать небывалые строительные темпы, чтобы переправы были готовы к сроку.

За 135 дней немецкая авиация произвела на переправы 205 групповых вылетов и сбросила свыше 11 тысяч бомб. Однако переправы работали. 44 раза разрушалась одна из них, и столько же раз восстанавливалась. Когда в феврале 1944 года заканчивалось сооружение второй переправы, разразился шторм силою в 10 баллов. Из Азовского моря в Сиваш нанесло массу воды. Огромные волны в три ряда размыли, свели на нет пятидесяти дневную работу тысячи людей. Чтобы ликвидировать последствия стихийного бедствия, солдаты и командиры трудились по 15-18 часов. В марте переправа была восстановлена. По этим артериям на плацдарм шло подкрепление.

Боевые действия советских войск по захвату и удержанию плацдармов в северной части Крыма были подготовительным этапом операции по полному освобождению полуострова от немецко-фашистских захватчиков.
Сейчас мемориал на месте переправы заброшен и находится в плачевном состоянии.
Journal information