sapiens4media (sapiens4media) wrote,
sapiens4media
sapiens4media

Крым: как оформить огородный участок, если на него нет документов?

lUAJfvc4AFw

После перехода Крыма в состав Российской Федерации крымчане столкнулись с задачами переоформления многих документов. Одним из первых встал вопрос переоформления движимого и недвижимого имущества.

И, казалось бы, переходный период давно миновал – еще в 2015 году, однако не все приведено в соответствие с законодательством страны. Особо остро данный вопрос коснулся сферы оформления недвижимого имущества.

Многие крымчане не понаслышке знают обо всех трудностях и сложностях, которые возникают в названной сфере. Я не буду сейчас описывать весь механизм оформления домов на дачных участках в садовых товариществах, упрощенную процедуру дачной амнистии – там проблем хватает и это тема отдельной статьи.

В данной статье мы поговорим именно об огороде, огородническом хозяйстве. Помните, как заведено было с давних времен и очень распространено в советские времена? Сельский человек не мог жить без огорода. Ну как так – сельский житель и не держит огород? Да, такого просто не было.

В сельской местности с ранней весны и до поздней осени шла активная работа по возделыванию урожая с небольшого клочка земли. Соседи воевали из-за границ предполагаемого имущества, соревновались в том, у кого лучше урожай, обменивались не только советами, но и саженцами.

Ситуация на примере Перовского сельского поселения

Если посмотреть структуру села времен Советского Союза, то обязательно обнаруживаются расположенные у дома хозяйственные постройки и специально отведенный участок для ведения садоводства-огородничества. Но если при частном доме оформление этих построек не составляет труда, то оформить общий сарай, выстроенный для восьмиквартирного дома, – это уже проблема, ведущая в тупик. А уж о садах и огородах, расположенных около сараев, и речь не ведется. Ничья земля и все тут.

На рисунке я выделила зеленой линией участки, на которых четко видна крыша дома, недалеко от дома расположена крыша общего сарая и около сарая – огород. И, как видно на примере только одного села, такая картина не единичная. Прослеживается четкая закономерность в архитектуре строительства села. Так было задумано и так использовалось годами, о самозахвате тут не может идти и речи.

Здесь вопрос в том, как местным властям помочь это все легализовать законным способом. Муниципалы просто обязаны помочь людям, а не отмахиваться от них отписками, что данные строения не имеют документов. Но почему-то муниципалитеты не спешат помогать гражданам сельской местности разобраться в проблеме и оформить такие постройки, а предпочитают отвечать на обращения лаконичными неопределенными ответами в духе «Вот оформим все как положено сами, тогда и раздадим людям в порядке очереди».

Но где же тогда скажите справедливость? Один человек на протяжении всей жизни разрабатывал целину, удобрял и обрабатывал почву, а ее другому отдадут, да еще и вместе с сараями, которые жители за полвека использования не раз чинили и облагораживали.

Нестыковка законов

Очень много обращений с таким вопросом потекло ко мне в апреле этого года и при всей логичности решения вопроса, признаюсь я тоже зашла в тупик. Кому же все-таки принадлежат данные постройки, четко видимые на кадастровых картах, но не значащиеся нигде. Выписки из хозяйственных книг не дают должного результата, так как на протяжении долгого времени книги ведутся, но хозяйство у людей не значится, поскольку многие попросту кроме собак ничего больше не держат. Используют сараи для хранения собранного урожая, складирования хлама или как летние кухни.

Странным для меня стал тот факт, что на всех участках установлены водяные счетчики. Еще со времен Автономной Республики Крым в составе Украины данные счетчики устанавливали ЖКХ, так как водоснабжение входило в их сферу обслуживания населения водой. Но, по всей видимости, водяной счетчик не является доказательством долгого времени использования данного участка под огород с целью получения урожая.

Правовое регулирование земель под садоводство и огородничество осуществляется Земельным Кодексом РФ и Законом № 66 «О садоводческих, огородных…некоммерческих объединений граждан» от 1998 года, а так же Федеральным Законом № 217 от 2017 года.

Если земля выделялась до 2001 года в некоммерческих садоводческих хозяйствах, то ее можно оформить в собственность, запросив кадастровый паспорт в реестре и подав в муниципалитет заявление о выделении земли в собственность. Но на территории Крыма данный вопрос осложнен тем, что земли выделялись людям еще при СССР, но не выдавалось соответствующих документов.

Можно, конечно рассмотреть вариант обращения в суд и отстаивать свои интересы. Однако важным условием успешного исхода данного дела является тот факт, что человек не знал, чья это земля, и свято верил, что земля принадлежит ему.

Трудно доказать, что это не самозахват. И по какому праву земля принадлежит именно этому человеку? Тут надо разобраться. На лицо есть факт давности пользования земельным наделом как огородом, выращивание урожая и обрабатывание земли. Но что делать, если каких-либо документов, кроме хозяйственных книг, не имеется? Да и с хозяйственных книг, как оказалось тоже мало толку.

Варианты решения проблемы

Я думала и о том, что может такой вид деятельности, как огородничество, уже изжило себя и не нужно в современном обществе. Вроде и проще законодатель определил, но возникает ряд вопросов о защите прав той категории граждан, которые свои огороднические хозяйства ведут уже много лет.

Предполагаемым сценарием видится выкуп данных земель у муниципалитета по кадастровой стоимости либо аренда данных участков.

Может, это и не страшно, однако категория граждан, занимающихся огородничеством, – это в основном пенсионеры и семьи с детьми, которые могут не потянуть сразу такие расходы и попросту откажутся от огородов. Но для них отказ чреват тем, что возрастут расходы на продукты питания, так как не будет больше собранных урожаев.

Как определено в Законе №217, для ведения садоводства или огородничества необходимо создавать товарищества, с минимальным количеством членов — 7 человек. Может и стоит в нашем случае пойти путем создания товарищества с последующим обращением в муниципальные органы власти.

Однако, как значится в ст. 9 Закона №217, такое товарищество создается с последующим предоставлением земель для огородничества или садоводства, либо из числа собственников садов и огородов. Как же быть в том случае, если собственность не подтверждена ничем, кроме многолетнего использования в качестве огорода и построенного много лет назад длинного сарая на 8 собственников, ведомством, которое выдавало квартиры жильцам? Может ли и имеет ли право муниципалитет пойти навстречу гражданам в таком вопросе и выделить именно этот участок для ведения огородничества на правах давности использования. Ведь, по сути, данные земли, которые находятся в черте земель сельских поселений, обрабатывались, а не пустовали, обеспечивали жителей поселения свежими овощами и фруктами, а также служили местом для проведения отдыха и оздоровления.

Вопрос сложный и пока не находит никакого решения ни в одной инстанции. А тем временем крыши на сараях ломаются и протекают, стены трескаются, люди ремонтируют их за счет собственных средств, хотя документально не являются хозяевами построек, выданных им при получении квартир в далекие 70-80 годы прошлого столетия.

При написании статьи я использовала проблему огороднических хозяйств на основе сел Симферопольского района Перовского сельского поселения. Однако думаю, что такая же или подобная ситуация наблюдается по всему Крыму – в селах, где имеются многоквартирные дома. Хочется, конечно, иметь более четкий алгоритм действий в таком случае, а не расплывчатое ожидание неопределенных решений местных властей со ссылкой на обвинение «сами виноваты».
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments