sapiens4media (sapiens4media) wrote,
sapiens4media
sapiens4media

Categories:

Няньхуа - китайские новогодние ребусы

Оригинал взят у carabaas в Няньхуа - китайские новогодние ребусы
В пятницу 13 декабря в Музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко состоялась официальная презентация выставки "Няньхуа. Волшебный мир китайской народной картины".



Словосочетание «няньхуа» в переводе с китайского буквально означает: картинка Нового года (年画 nian — год, hua — картина). Традиция украшать дом к новому году картинками няньхуа восходит к глубокой древности. Среди китайского народа особой популярностью всегда пользовалась так называемая лубочная картина. С появлением в VIII в ксиллографии у китайцев стали распространяться печатные картины. Разнообразие сюжетов и изобразительных средств этих картин поражает. Их отличают яркие, сочные тона, большая экспрессия, сильные линии рисунка.





Корни искусства картин, созданных печатным способом с резных деревянных досок, а именно так изготавливались няньхуа, достигают времен правления династии Сунь ( 10-13 вв.). Самостоятельным явлением национальной культуры новогодние картинки стали в 18 - начале 19 века. Настоящий расцвет наступил в конце 19 века в условиях освободительного движения за независимость Китая от иностранного влияния за утверждение всего своего, национального. В это же время на Западе ученые востоковеды открывают для себя волшебный мир китайского лубка, ведь картинки хранили многочисленные изображения богов и героев, вобрав в себя китайский фольклор от пословиц и поговорок в героических эпосов. Созданные европейцами первые коллекции китайского лубка важны еще и потому, что няньхуа печатали к празднику нового года, их расклеивали по всему дому, призывая в дом счастье и благополучие, тогда как прошлогодние картинки уничтожали. В самом Китае собирание и изучение лубка началось лишь в 20 веке.



Музей имени Ханенко своим собранием китайского лубка обязан сотрудникам музея, существовавшего до революции при Киевском коммерческом институте. Именно они во время экспедиций на Восток собрали первую коллекцию, которая позволила киевлянам познакомиться с этим экзотическим искусством. После революции и реформирования всех музейных собраний коллекция лубка была передана в музей искусств имени Ханенко.



Накануне китайского Нового года — праздника Весны — везде и всюду в гостиницах и магазинах, ресторанах и чайных, в метро и общественном транспорте появляются картинки няньхуа. Каждая семья украшает свой дом огромным количеством разнообразных няньхуа — они помещаются в окнах домов, на дверях, в подъездах и дворах. Испокон веков китайцы наделяли няньхуа особой магической силой, которая может помочь человеку в будущем, счастливо и удачно изменить его судьбу. Поэтому няньхуа имеют самую разнообразную тематику и, в представлении китайцев, большое влияние на будущее.

Развлекательность и привлекательная наивность народной картины в китайском лубке счастливым образом сочетается с насыщенным доброжелательным содержанием.
В первую новогоднюю ночь большая семья из нескольких поколений кланялась предкам, Небу, Земле и всем богам, после чего начиналось застолье, которое продолжалось до самого утра. На второй день происходило поклонение очень почитаемому богу счастья Цай-шеню , который считался богом денежного достатка.



Хозяин дома в праздничной одежде отбивает поклоны перед алтарем, на котором выставлены пожертвования: фрукты, печенье, имеющее форму слитков серебра, обязательный тазик с оливье рисом и мандаринами. Домочадцы бьют в барабаны, женщина лупит в металлическую чашку, приобщаясь к музыке, которую должен услышать бог богатства. Курится фимиам, трещат петарды для защиты от демонов - в лубке полностью воспроизводится культ Цай-шеня.



Цай-шень, бог денежного достатка, от которого зависит благополучие каждого члена семьи, представлен на троне. Над головой у него - эмблема с иероглифом «счастье». Внизу - таз, в который собирает сокровища цзюйбаопень. В центре перед богом стоит божество радости Си-шень со свитком, на котором надпись с пожеланием: «Будь здоров и богатей!». Вверху - красные лозунги с пожеланиями хорошей работы и огромного количества денег. Рядом с божеством - близнецы - Хе-Хе. Их имена созвучны словам «согласие» и «единение », что объясняет символику братьев. В традиционном китайском обществе, настроенном на социальную организацию, единение и согласие рассматривались как неоспоримые условия всеобщего процветания.



Культ Цзаована один из ключевых для семьи, потому что это божество отвечает за благополучие. Цзаован и его жена в течение года следят за добрыми и плохими поступками членов семьи. Накануне Нового года они докладывают о них Верховном небесному владыке, который решает: добро или зло ожидает семью в следующем году. Цзаовану дают взятки - преподносят сладкие дары, сладостями намазывают губы на изображении Цзаована, чтобы во время небесного доклада он не рассказывал о плохом.



Чрезвычайной популярностью пользовались три бога счастья - «три звезды»: Фу-син - бог счастья, который дарит потомков; Шоу-син - бог долголетия и Лу-син - бог успеха в карьере. Лу-син изображен в парадной шапке чиновника, в которой появляются на прием к императору. Парадный костюм украшает буфан с изображением белого журавля - эмблемой чиновника первого ранга. В руках у Лу-сина - свадебная эмблема с иероглифом «двойное счастье». Значение этого символа - счастье в семье и счастье в успешных сыновьях. Роль сыновей в традиционном обществе была чрезвычайно важной. Старший мужчина в роду выполнял обряд почитания предков. Часто рядом с изображением богов счастья можно увидеть мальчиков, символизирующих пожелание рождения сыновей. Мальчик рядом с Лу-сином держит подвеску, на которой иероглифы «покой» и «благополучие» - важные факторы семейного счастья.



Считалось, что среди сказочных животных, живущих на земле, существует одно животное - цилинь, появление которого предвещает мир, благополучие, рождение великих людей. Увидеть его очень трудно, потому что он появляется один раз в несколько сотен лет. Но, согласно трактату 6 ст. « Картина благоприятных символов», его можно узнать по рогам оленя, телу дракона, хвосту быка и копытам коня. Если в новогодней картине изображена цилин, несущий мальчика, к тому же под покровительством богов нянь нянь, т.е. дарительниц детей, то она является лучшим пожеланиям величественной судьбы для ваших сыновей. Подобные лубки часто дарили на свадьбу. Жезл, который мальчик держит, называется «жуи» - «по вашему желанию», клубы облаков тоже напоминают верхушку жуи и называются «счастливые облака». Боги держат над ребенком специальный жезл с подвеской, на котором пожелание: «Цилинь посылает детей».



Иногда лубочные мальчики приобретают гротескный вид из-за того, что им предоставляется символическое благовестное значение. Нарисованный ребенок должен быть такой полным, чтобы напоминать круг - символ небесной полноты и совершенства. Толстенький не в меру мальчик празднично одет, детскую прическу украшает цветок пиона - символ богатства и знатности, вокруг - символы счастья: жезл жуи, монеты - символ денежного достатка и большой персик - символ довголетия. Художник выражает традиционное китайское пожелания сяньдо - «три много»: детей, денег, лет жизни.



К мальчику приближается бог долголетия Шоу-син, который сидит на летучей мыши (стойкий символ счастья из-за того , что слово «летучая мышь» - «фу» читается так же, как и слово «счастье » - «фу»). Чтобы усилить магию лубка, сверху располагаются надпись: «Счастье, благополучие и долголетие вместе приходят».



Пацаны мучают кошку. В этой шуточной картинке зашифровано пожелание для мальчиков - расти сильными и смелыми.



А вот - пожелание мальчику занять первое место в императорских экзаменах



В руках мальчик держит карпа - символ богатства и достатка



Когда сын подрастет, ему обязательно понадобится помощь бога счастья и успешной карьеры Лу-сина. В народной картинке он изображен сидящим на террасе, усыпанной эмблемами благополучия: слитками серебра, ветвями коралла, горящими «драгоценными жемчужинами». Сам кандидат на высший пост едет на олене, поскольку иероглифы «олень» и «чины» звучат одинаково, а омонимичность китайского языка позволяет читать няньхуа как ребус. В руках у юноши - парадная шапка для церемоний. Над ним летит символизирующий счастье летучая мышь и простирается надпись «Получить высокую должность, разбогатеть »



Воплощенное в китайском лубке «человеческое самоутешение», по выражению академика В.М.Алексеева, трогательное и наивное, но главное значение няньхуа - искреннее пожелание счастья - остается всегда неизменным.

Ваза с изображением битвы легендарных героев.



Несколько театральных сценок по сюжету классического исторического романа Ло Гуань-Чжуна "Троецарствие"

Волны Великой реки бегут и бегут на восток,
Славных героев дела уносит их вечный поток;
С ними и зло, и добро – ничто не вернется назад.













Чаша с изображениями фантастических животных, четехстворчатая ширма, табакерки, лев и тарелка "Сотый день с рождения сына"



Веер в шкатулке и статуэтка актрисы



Сосуд



Тарелка



Табакерка



Философы едут на Соловки остров.



А выставка будет экспонироваться до китайского Нового года.


Subscribe
Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments