sapiens4media (sapiens4media) wrote,
sapiens4media
sapiens4media

Под стук колёс по «волнам» на «собаках»

Оригинал взят у pilip_pilipich в Под стук колёс по «волнам» на «собаках»
Оригинал взят у nord_traveller в Под стук колёс по «волнам» на «собаках»
Оригинал взят у nord_traveller в Под стук колёс по «волнам» на «собаках»
Заглянул случайно на Яндекс-расписания и вспомнил, как лет 15-17 назад несколько раз ездил из Твери в Санкт-Петербург на электричках с пересадками.
1

«На собаках» или «на перекладных» – так называли поездку из пункта А в пункт Б на нескольких пригородных поездах. Например, чтобы попасть подобным образом из Москвы в Питера, нужно сначала с Ленинградского вокзала столицы доехать до Твери, пересесть на электричку до Бологого, оттуда до Окуловки, в Окуловке сесть на «собаку» до Малой Вишеры, а там уже идёт прямой пригородный до Московского вокзала города на Неве. Езда «на собаках» считалась альтернативой автостопу – путешествию на попутных автомобилях с минимальными тратами на дорогу. Причём, альтернативой более щадящей, с более высокой гарантией на конечный результат. Возьмут тебя в попутчики или нет – как знать, а электричка, если она есть в расписании, будет в любом случае. Ну, пусть не любом, случиться может всякое, но элемент везения езда «на собаках» сводит к минимуму. К тому же сидишь в более или менее тёплом вокзале под крышей, а не мокнешь под дождём на трассе.

Существовал даже такой термин – «волна», означающий время в пути с минимальными разрывами между электричками на промежуточных станциях. Сами "собаки", как сейчас помню, делились на две категории: электропоезда (на неэлектрифицированных участках дизель-поезда) и "поезда с тётками" – составы из нескольких вагонов с локомотивной тягой. В отличие от электричек и дизелей, в поездах с тётками был проводник (чаще всего, женского пола в зрелом возрасте), который без проездного документа никого в вагон не впускал. Отсюда и название.
2

«Волна» от Твери до Петербурга в начале 2000-х выглядела примерно так. Около пяти утра выезжаешь в Бологое, туда прибываешь примерно в половине восьмого. В районе девяти отправлялась электричка на Окуловку и через час с небольшим была на месте. А вот в Окуловке приходилось ждать состава на Малую Вишеру то ли три, то ли четыре – уже сейчас не помню – часа. В итоге в Питер попадаешь около восьми вечера. Тем, кто двигался таким маршрутом из Москвы, чтоб успеть на пятичасовую электричку до Бологого, приходилось выезжать из столицы накануне вечером на последней и несколько ночных часов провести на тверском вокзале.

Схема обратного маршрута был такой. В семь с копейками из Питера выходила электричка до Окуловки с пятиминутной стоянкой в Малой Вишере. Окуловка снова становилась на несколько часов перевалочной базой. В Бологом человек оказывался около пяти вечера, к девяти выходил на перрон станции Тверь и в самом-самом начале следующих суток прибывал в златоглавую.

Окуловка. Об этом небольшом городке Новгородской области виду такого его специфического положения можно рассказать и поподробнее. Тогда ещё был на станции островной вокзал второго класса 1840-х годов постройки, правда, закрытый и приговорённый к сносу. А помещение вокзала с залом ожидания и билетной кассой размещалось в старом вагончике. Нынешнее здание построили году, если не ошибаюсь, в 2003-2004. А старый исторический снесли по той причине, что кривизна путей, необходимая для того, чтобы обогнуть вокзальный остров, служила помехой для скоростных поездов. Теперь от островного вокзала остались лишь воспоминания.
карта

Старый и теперь уже бывший вокзал. Фото отсюда
3

Новый вокзал. Фото отсюда
3а

За несколько проведённых в Окуловке часов ожидания успеваешь обойти её едва ли не всю. Посетить, во всяком случае, музей, носящий имя здешнего уроженца путешественника Миклухо-Маклая, изучить расписание автобусов с расположенной неподалёку автостанции, обойти рынок и зайти во все магазины. Ещё, кстати, вспомнилась одна деталь того времени – «Продукты секонд-хенд». В небольшом магазине были два торговых зала – продовольственный и поношенного забугорного тряпья. А вывески на фасаде «Продукты» и «Секонд-хенд» располагались, как правило, или на одном уровне, или друг под другом. Что и служило поводом для хохм, будто продают здесь тушёнку или макароны, которые кто-то уже однажды использовал по прямому назначению.
4

Не Окуловка, но смысл понятен
4а

В то время на участках «Бологое-Окуловка» и «Окуловка-Малая Вишера» ходило по пять пар электропоездов в сутки. Сейчас – если верить Яндекс-расписаниям – только по две: утром и вечером (дневную, которая ходит только по выходным дням, я в расчёт не беру). Мне трудно судить, какова истинная причина такого резкого сокращения пригородных поездов – отсутствия ли пассажиров, как уверяют чиновники от ОАО «РЖД» или нежелание, опять же, по словам железнодорожников, властей Тверской и Новгородской областей финансировать пассажирские пригородные перевозки, но факт остаётся фактом.
5

5а

Попробуем, воспользовавшись теми же самыми Яндекс-расписаниями, изобразить сегодняшнюю «волну» от Москвы до Санкт-Петербурга и обратно. Поехали:
Москва                         Тверь
17.47                              19.53
18.10                              20.11 (экспресс)
18.15                              21.04 (по будням)
18.21                              20.11 (экспресс; по выходным)
Тверь                            Бологое
21.57                              1.31
Бологое                        Окуловка
6.57                                8.28
Окуловка                      Малая Вишера
8.31                               10.36
Малая Вишера            Санкт-Петербург
15.46                             19.01

Санкт-Петербург          Малая Вишера
20.32                              23.31
Малая Вишера             Окуловка
5.42                                7.09
Окуловка                       Бологое
7.10                                 9.06
Бологое                        Тверь
12.22                              15.10
Тверь                             Москва  
15.30                              18.05
6

Получается, что время в пути «на собаках» между двумя столицами занимает сутки с хвостиком, ненамного и больше, чем тогда, когда электричек было пять. Для не слишком привередливого человека это не критично. Но вот какая загвоздка: пользовались-то пригородными поездами между Бологое и Малой Вишерой не только путешественники из Петербурга в Москву и наоборот (а это, в основном, те, кого принято было называть неформальной молодёжью, выделяющейся длинными волосами, куртками-косухами и высокими шнурованными ботинками в любую погоду, часто не очень аккуратным внешним видом), но и местное население. Дневная электричка от Окуловки, как сейчас помню, пустой ни в одну, ни в другую сторону никогда не шла. Как, интересно, добираются сегодня жители сёл и деревень, ездившие по каким-либо делам в райцентр – к врачам к чиновникам или ещё куда? Да и «собачий» маршрут на главном ходу между двумя столицами не ушёл ли окончательно в историю? Тоже любопытно. Тряхнуть, что ли, как-нибудь стариной, вспомнить былое да сравнить впечатления и ощущения?
7


Subscribe
Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments